Наверное, каждый из нас, рассчитывая купить автомобиль за ту или иную сумму, размышляет: брать "свежую" машину из салона или бывшую в употреблении, но выше классом? Наверное, это вечный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Попробуем разобраться в плюсах и минусах каждого из вариантов...
За что платят автомобилисты?
Как ни крути, а автомобиль - вещь имиджевая. Пускай первоочередная функция машины - перевозить владельца из точки "А" в точку "Б", но при наличии возможности хозяин постарается выделиться на общем фоне с помощью своего четырехколесного друга. А если нет средств содержать эксклюзивное авто, то можно просто купить новую модель, не успевшую еще намозолить глаза окружающим. Свежий имидж - вот единственный неоспоримый плюс нового автомобиля. Первые месяцы после покупки вас будут заинтересованно провожать взглядом на дороге, а соседи-автолюбители обязательно спросят: "ну, и как она?" Мелочь, а приятно.
Теперь - к рациональным соображениям. За новизну надо платить - это факт. Поэтому за любой "нулевой" автомобиль с вас попросят больше, чем он объективно стоит. Помимо самого авто вы платите за пресловутое "ощущение новой машины", за упомянутую уже новизну форм, за "право первой ночи"... Имейте это в виду и задайте себе вопрос: нужны ли вам эти нематериальные ценности?
Кроме того, не забывайте известный факт: покинув салон и проехав первые километры по городу, машина сразу же теряет от 10 до 20% стоимости, автоматически превращаясь в "бэушную". Даже если на одометре - считанные тысячи, а покупка состоялась несколько месяцев назад.
Стоит ли брать кредит?
Вообще-то в кредите как таковом нет ничего плохого. Более того, выскажу собственное мнение: новую машину имеет смысл приобретать только в кредит, ведь имея полную сумму на руках, можно потратить ее куда рациональнее. Главное - знать меру и не переоценивать свои возможности. В последнее время практически у всех дилеров есть наиболее оптимальный кредитный продукт: клиент платит больше половины стоимости машины, а остаток отдает за год, не переплачивая за кредит ни рубля. Секретэтой схемы в том, что все проценты (10-15% годовых) за покупателя отдает автосалон - это прямо прописано в кредитном договоре.
Если же вы не можете сразу выложить полстоимости машины, задумайтесь: по карману ли вам покупка? Может быть, отбросить в сторону соображения "крутизны" и присмотреться к более дешевым предложениям?
Платить ли за опции и аксессуары?
Пожалуй, больше всего этим грешат салоны, торгующие "Ладами"... Вроде автомобиль заявлен по цене 320 тыс. рублей, но дешевле 350 тыс. в наличии машину не найти. А все потому, что к ней прилагается множество "оригинальных аксессуаров": сигнализацией, музыкальной установкой, ковриками, иммобилайзером... Хотите "голую" машину? Придется делать заказ и стоять в очереди.
Помните о том, что в погоне за привлекательностью ценников производители и продавцы новых машин не включают в комплектацию совершенно необходимые для эксплуатации вещи вроде тех, что мы перечислили выше. Покупая авто с пробегом, вы избавляетесь от необходимости докупать аксессуары. Они, кстати, с возрастом автомобиля обесцениваются. Никому в голову не придет завышать стоимость машины, если к ней прилагаются, скажем, багажные дуги и зимняя резина. Это, скорее, относится к приятным мелочам.
При покупке авто в салоне учитывайте, что стоимость аксессуаров там по умолчанию выше, как и все остальное. Если не желаете переплачивать, можете проехать пару километров до ближайшего автомагазина и там купить все дешевле. Торговцы в салоне, предлагая коврики за 3 тыс. рублей, рассчитывают на российский менталитет потребителей, которые мыслят в стиле "гулять так гулять!" и стесняются показаться крохоборами.
Впрочем, чтобы как-то оправдать дилеров, отметим: иногда они предлагают действительно интересные предложения. К примеру, когда я покупал свой Renault, то за покупку трех аксессуаров получил еще три в подарок. Приобретение вышло чуть дешевле, чем если бы все вместе я купил в фирменном магазине, не подчиненном дилеру. Зато штатная аудиосистема оказалась на редкость дрянной, хотя и носила гордую марку Blaupunkt.
Есть ли смысл в гарантии?
У любителей новых авто есть, на первый взгляд, железобетонный аргумент: зато она на гарантии! Однако гарантия, фактически, является неплохим инструментом привязки клиента к такой невыгодной вещи как дилерское обслуживание. Еще бы: расценки на работы у "официалов" изначально в полтора-два раза выше, чем у любого другого сервиса. Причем разницы в качестве не видно: это неоднократно было подтверждено в ходе различных независимых исследований и контрольных закупок. От разгильдяйства мастеров вы не будете застрахованы даже в "супер-элитном" техцентре Lexus или BMW - проверено на практике.
Смысла выполнять гарантийные обязательства, установленные дилером, довольно мало. Дело в том, что нормальный автомобиль не должен требовать ремонта в первые 50-60 тыс. пробега, при условии если владелец своевременно проводит плановые ТО: меняет фильтры, свечи, масло и антифриз. Причем, как уже сказано выше, затраты на регламентные работы у дилера будут вдвое выше, чем у неофициальных сервисменов. Пожалуй, дешевле получится сэкономить на "официальных" ТО и устранять мелкие поломки за свой счет.
Золотой век новой машины
Если вы все же решились брать новую машину из салона по тем или иным соображениям, то лучше выбирайте ту модель, которая прожила на конвейере уже пару лет. Аргументы просты: на первых партиях производитель изучает рынок и запросы потребителей. Первые автомобили нового поколения неизменно страдают "детскими болезнями", и это характерно даже для не самых дешевых моделей. Вот вам пример. Citroen C4, появившийся на российском рынке в 2005 году, имел два существенных дефекта: слишком жесткую подвеску и ненадежную коробку-автомат. После рестайлинга оба узла модифицировали, и С4 избавился от этих досадных недостатков. Аналогичные истории происходят практически со всеми моделями. Не выполняйте работу тест-пилотов, пусть огрехи производителя испытывают на себе другие!
Кроме того, не стоит приобретать и модели, слишком долго задержавшиеся на рынке. Впоследствии они будут стоить дешевле на вторичном рынке. Судите сами: на вторичном рынке Toyota Corolla 2007 и 2008 года практически не отличаются по цене и стоят от 520 до 620 тыс. рублей в зависимости от пробега и комплектации. "Пятилетки" 2006 года стоят уже в среднем на 100 тыс. дешевле: от 420 до 460 тыс. рублей. Беда в том, что именно в 2006-м прекратился серийный выпуск девятого поколения Corolla, выведенного на рынок в 2000-м.
Автомобиль какого года выгоднее брать?
Возраст автомобиля - едва ли не важнейший критерий, определяющий его стоимость. Как мы уже поняли, новое авто брать совершенно невыгодно. Через два-три года вы выручите за автомобиль гораздо меньше, чем отдавали за него.
Если вы ищете способ выгодно вложить средства, приобретайте автомобиль возрастом от одного до трех лет с пробегом до 40-50 тыс. километров. На таком этапе машина еще не будет требовать постоянного ремонта, и за несколько лет вашего владения не сильно потеряет в цене.
Есть, конечно, определенный смысл и в том, чтобы покупать авто старше пяти и даже старше десяти лет. За маленькие деньги можно приобрести "много автомобиля" и кучу приятных мелочей в придачу. Правда, будьте готовы к тому, что старые машины часто и серьезно ломаются, дорого обходятся в обслуживании, хотя и дешевеют очень медленно. Пожалуй, если мы говорим о действительно выгодной и рациональной покупке, то старше семи лет автомобиль я бы не рассматривал.
Вот еще один яркий пример из жизни: мой приятель купил Mitsubishi Galant 1991 года за 100 тыс. рублей. Отличный внешний вид, просторный велюровый салон, добротные материалы отделки, ощутимый разгон и внятная управляемость... За два года пришлось провести капремонт двигателя, перебрать КПП, поменять карбюратор, починить электрику, заменить отопитель и провести множество других неприятных процедур. Сумма вложений приблизилась к той сумме, за которую автомобиль покупали. Самое печальное, что после того, как автомобиль перешагнул 20-летнюю отметку в 2011 году, продать его дороже, чем за 80 тыс. стало невозможно - таковы условия рынка. Отсюда вытекает еще одно золотое правило: машина серьезно дешевеет, как только справляет очередной "юбилей": пять, десять, пятнадцать и двадцать лет.